О духовно-нравственном воспитании современной молодежи

Ассаляму алейкум, уважаемые участники Круглого стола, дорогие гости! В настоящее время как среди мусульман, так и не мусульман наблюдается агрессивное навязывание западных ценностей, не имеющих ничего общего с духовно-нравственными, направленных на разложение общества. Что мы наблюдаем? Это приоритет потребительской ориентации в сознании и поведении молодежи, повышение уровня агрессии, эгоизм и, соответственно, максимализм.

Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными во всех мировых религиях. Общерелигиозныя основа – это любовь, мир и добро.

Богобоязненный человек, понимающий свою религию правильно, не совершит непристойных проступков. Поэтому наша общая цель – это правильное религиозное воспитание. Говоря о верующем человеке, хочется сказать, что существует неправильное понимание слова верующий, верующий – это не аскет и не отшельник, это тот, кто, как птица при полете, находится в равновесии: одно крыло – в мире этом, а другое – в мире вечном, и своими добрыми деяниями он заслуживает Рай.

В настоящее время существует великое множество материала по исламской тематике, и любой, кто интересуется Исламом, может получить ответы практически на все свои вопросы. Но тут возникает другой вопрос: правильный ли был получен ответ на тот или иной вопрос с точки зрения Ислама. Как получившему ответ узнать об этом?

Вот для этого существуют официально назначенные образованные имамы, воскресные школы при мечетях, в которых и даются ответы на те или иные вопросы. Например, молодежь, которая сидит в интернете и фильтрует информацию так, как ей нравится, автоматически превращается в потенциально опасный объект для себя и общества. Порой удавалось заходить в чаты, где поверхностно образованные мусульмане, а может быть, и нет, дают ответы на такие вопросы, где даже ученый не осмелился бы ответить так сразу, да еще и в одной строке.

В результате безграмотные люди начинают вешать «ярлыки» на верующих, которые искренне, желая всем добра, мира и благополучия, соблюдают предписания своей религии. Для того, чтобы узнать человека, как минимум нужно с ним пообщаться. Всевышний смотрит не на внешний вид человека, а на его сердце, деяния и то, что он говорит.

Вопрос идет о религиозной безграмотности. А чтобы её преодолеть, образованным религиозным деятелям необходимо работать в этом направлении. При Ярославской соборной мечети действует воскресная школа, но из-за нехватки площадей мы не можем в нужном объеме реализовать данную цель. Все знают активность наплыва мигрантов-мусульман, но нам, чтобы с ними заниматься, нужны дополнительные площади. Одной пятничной проповеди слишком мало, особенно учитывая тот момент, что наша мечеть далеко не всех может вместить. А если оставить невежду без духовного наставления грамотного имама, то он начинает формироваться как эгоистичная, внекультурная и нередко криминальная личность. Каждый разумный человек, понимая вышеизложенное, поймет, что мусульманскому обществу необходима мечеть, как комплексное учреждение, включающее в себя функции культурного центра. Отсутствие работы в сфере культуры межконфессиональных и межэтнических отношений, культуры добрососедства влекут за собой возникновение радикал-сепаратизма и национализма.

Говоря об Исламе и мусульманах, хочу заметить, что ни в коем случае нельзя мешать религию с людьми. Если мусульманин выпил, то это не значит, что Ислам плохой. Даже этого грешника нельзя ненавидеть за подобный грех, надо ненавидеть сам грех. Если уж наши мусульмане и совершают ошибки, то это не должно вызвать хулу в сторону мечети и Ислама, а наоборот, сострадание и желание оказать содействие, чтобы исправить этот недуг. Иначе мы так и останемся на этой черной точке, которая не будет выгодной никому.

Важнейшей задачей религиозных организаций является просветительская деятельность, обучение молодежи религиозной морали.

Религиозные организации нашей страны вместе с государством могут многое сделать, и я считаю, что наша общая задача в духовно-просветительской деятельности – это более активно и совместно укреплять атмосферу взаимного согласия и уважения между людьми, в том числе в вопросах свободы совести и вероисповедания. А это нужно для того, чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в обществе. Мы должны приобщать молодёжь к межкультурному диалогу, совместно с представителями власти и других конфессий проводить политику взаимоуважительного отношения между народами и религиями. Конфессии могут и должны прилагать совместные усилия в борьбе за мир, против социальной несправедливости, в защите института семьи, благотворительной деятельности и т.д. Изучение не своей религии должно иметь позитивный характер, с целью познания всего доброго и святого, что в ней содержится. Каждый человек, считающий себя верующим, должен быть таким, чтобы последователи других религий смогли понимать его религию, уважать и ценить. Верующие одной конфессии не смогут понять верующих другой до тех пор, пока не начнут понимать свою религию и размышлять о всеобщем Создателе.

Говоря об отношении к представителям других конфессий, хочу привести мольбу друга и сподвижника пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах). Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) просил у Всевышнего, чтобы Он сделал его тело после смерти таким большим и поместил в ад, чтобы в ад больше никто не смог попасть.

В настоящее время наблюдается активность в работе сближения различных этносов, а вот работа с конфессиями менее активна, хотя дружеские межконфессиональные отношения охватывают большую массу людей, нежели межэтнические. Хочу призвать нашу власть уделять побольше внимания всего лишь одной мечети в Ярославской области, учитывая тот факт, что сейчас идет массовая трудовая миграция, что очень важно для ярославской экономики, и мусульмане вынуждены и в дождь, и в холод молиться на улице. Да, мы живем в «Центре Золотого кольца», но это история, а в реальности, если когда-то было около 100 православных храмов, то теперь действующих 29. Ни в коем случае не хочу задеть чувства православных, ибо они наши друзья и соседи. Я только желаю привлечь внимание к нашей мечети.

Кстати, говоря об истории, то не следует забывать вклада рабочей силы татар-мусульман на ярославской земле. Ярославская мечеть, в отличие от храмов других конфессий, представляет собой самый мультинациональный храм, где мы своим примером показываем, что среди такого разнообразия национальностей мы плечом к плечу стоим в молитвах и просим у Единого Господа Бога, чтобы был мир во всем мире, остановились войны и не проливалась кровь невинных, ибо любая война несет потери с обеих сторон. А после молитвы расходимся по своим делам, не обращая внимания на единоверцев, как на представителей каких-то этносов. Все мы мусульмане. У нас действительно Ярославия – земля согласия. Кто может сказать, что в нашей мечети вражда между шиитами и суннитами, конечно, нет, ведь и те, и другие плечом к плечу молятся в одном ряду. А между мусульманами, православными и иудеями? И те, и другие приходят к нам на праздники и поздравляют нас.

В Исламе нет толерантности, мы никого не терпим, у нас есть понятия дружба и справедливость. Ислам не говорит об уважении отдельных соседей мусульман, Ислам учит нас уважать всех соседей. Ка’б ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «К Посланнику Аллаха пришел человек и сказал: «О Посланник Аллаха, я поселился в одном квартале, в котором самый близкий сосед – самый вредный для меня». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправил Абу Бакра, Умара и Али (да будет доволен ими Аллах) в мечеть, чтобы у входа они провозгласили: «Воистину, сорок домов (в каждую сторону) – соседи и не войдет в Рай тот, кого остерегаются соседи».

Доклад на Круглом столе «Московская Богословская Декларация – за мир и согласие в России» в конференц-зале гостиницы «Юбилейная» г. Ярославля 20 февраля 2013 года

Рафаэль Асадулла-хазрат Низамеев,

второй имам Ярославской соборной мечети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *