Время молитв для г. Ярославля

Открыть/скачать

АПРЕЛЬ

 

День

1

восх

2

3

4

5

1 Сб

3:59

5:51

12:25

15:54

19:00

20:30

2 Вс

3:52

5:45

12:24

15:56

19:04

20:34

3 Пн

3:48

5:42

12:24

15:58

19:06

20:36

4 Вт

3:45

5:40

12:24

15:59

19:09

20:39

5 Ср

3:41

5:37

12:24

16:00

19:11

20:41

6 Чт

3:38

5:34

12:23

16:01

19:13

20:43

7Пт

3:34

5:31

12:23

16:02

19:15

20:45

8 Сб

3:31

5:29

12:23

16:03

19:16

20:47

9 Вс

3:27

5:26

12:23

16:05

19:20

20:50

10 Пн

3:23

5:23

12:22

16:06

19:22

20:52

11 Вт

3:19

5:20

12:22

16:07

19:24

20:54

12 Ср

3:16

5:18

12:22

16:08

19:26

20:56

13 Чт

3:12

5:15

12:21

16:09

19:28

20:58

14 Пт

3:08

5:12

12:21

16:10

19:31

21:01

15 Сб

3:04

5:10

12:21

16:11

19:33

21:03

16 Вс

3:00

5:08

12:21

16:12

19:35

21:05

17 Пн

2:57

5:04

12:21

16:13

19:37

21:07

18 Вт

2:56

5:02

12:20

16:14

19:39

21:09

19 Ср

2:54

4:59

12:20

16:15

19:42

21:12

20 Чт

2:53

4:56

12:20

16:17

19:44

21:14

21 Пт

2:51

4:54

12:20

16:18

19:46

21:16

22 Сб

2:50

4:51

12:19

16:19

19:48

21:18

23 Вс

2:48

4:49

12:19

16:20

19:50

21:20

24 Пн

2:47

4:46

12:19

16:21

19:53

21:23

25 Вт

2:45

4:44

12:19

16:22

19:55

21:25

26 Ср

2:44

4:41

12:19

16:23

19:57

21:27

27 Чт

2:42

4:39

12:19

16:23

19:59

21:29

28 Пт

2:41

4:36

12:18

16:24

20:01

21:31

29 Сб

2:39

4:34

12:18

16:25

20:04

21:34

30 Вс

2:38

4:31

12:18

16:26

20:06

21:36

О жертвоприношении в Исламе и положениях, связанных с ним

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины Мы установили обряды, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» («Аль-Хадж" 22:34).

О достоинствах праздничного жертвоприношения

 

‘Икрима сказал: “Речь идет о праздничном Жертвоприношении!” См. “Тафсир Ибн Абу Хатим” № 13927.

Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “В этом аяте – указание на то, что праздничное Жертвоприношение не являлось особенностью только этой общины”. См. “Задуль-масир” 5/431.

Нет никаких сомнений в том, что праздничное Жертвоприношение является одним из величайших обрядов Ислама, исполняя который мы не забываем о Единстве и Величии Аллаха и следуем примеру нашего праотца пророка Ибрахима (мир ему), который был первым, кто совершил этот обряд из всех общин.

Вот как описывает эту историю Всевышний Аллах в Коране: «(Сказал Ибрахим): “Господь мой, одари меня потомством из числа праведников!” Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике. Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: “Сын мой! Я вижу во сне, что приношу тебя в жертву. Посмотри, что ты думаешь?” Он сказал: “Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых”. Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: “О Ибрахим! Ты оправдал сновидение”. Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание. Мы выкупили его великой жертвой. Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву. Мир Ибрахиму! Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов» («Ас-Сафат 37:100-112).

И нет никаких сомнений в том, что достоинство Жертвоприношения велико, однако множество хадисов, указывающих на достоинства этого деяния, являются слабыми или выдуманными.   

Однако все же среди хадисов о достоинствах Удхия есть некоторые достоверные хадисы. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” рассказывал: “Что касается достоинства Жертвоприношения, то относительно этого передавали хорошие сообщения, среди которых то, что приводит Са’ид ибн Дауд ….. от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет для Аллаха лучшего расходования после поддержания родственных связей, чем пролитие крови жертвенного животного!»” См. “Фатх аль-Малик” 7/18.

Также в длинном хадисе от Ибн ‘Умара, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), отвечая на вопросы сподвижников о достоинствах обряда Хаджа, в отношении Жертвоприношения сказал:«А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!»Аль-Баззар 2/182, Ибн Хиббан 963, ‘Абдур-Раззакъ 8830. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих ат-таргъиб” 1112.

Имам аль-Мунауи передал, что ат-Тый сказал: “Благие деяния, как обязательные, Сунны и адаб, несмотря на свои различия в достоинствах, иногда имеют преимущество друг над другом. Ведь сколько таких деяний, над которыми остальные деяния имеют превосходство, становятся превосходящими остальные дела по причине определенного времени или места! И если посмотреть на обряд праздничного Жертвоприношения (Удхия), то станет ясно, что это из числа проявления обрядов Аллаха, а Всевышний Аллах сказал: «А кто почитает обряды Аллаха, то поистине, это исходит от богобоязненности в сердцах!» («Аль-Хадж 22:32)». См. “Файдуль-Къадир” 5/584.

 

Жертвоприношения могут быть посвящены только Одному Аллаху

 

Любое жертвоприношение, будь то праздничное (Удхия) или нет, может быть посвящено только лишь Всевышнему Аллаху, как велел это Аллах Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть – принадлежат Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища! Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман!”» («Аль-Ан’ам» 6:162-163).

Со слов ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах проклял того, кто принес жертву не Ему!» Муслим 1978.

Коран и Сунна четко указывают на то, что Жертвоприношение является одним из величайших видов поклонения и подчинения Аллаху Всевышнему, что принесение в жертву животного с целью приближения является поклонением, которое нельзя посвящать никому, кроме Всевышнего Аллаха!

Такой обряд поклонения, как жертвоприношение, настолько велик, что шариат даже запрещает совершать его на том месте, где стоял какой-либо идол, или проходили какие-либо празднества многобожников, даже если жертвоприношение совершается только ради Аллаха. Сабит ибн ад-Даххак рассказывал: “Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буане и спросил об этом мнение пророка (мир ему и благословение Аллаха), и пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди?» Ему ответили: “Нет”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опять спросил: «А проходили ли там какие-нибудь собрания (празднества) неверных?» Ему ответили: “Нет, не проходили”. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Исполняй свой обет». Абу Дауд 3307, ат-Табарани 1/134. Достоверность хадиса подтвердили шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

Обратите внимание на то, как пречистый шариат ограждает и охраняет единобожие и как закрывает все пути, которые когда-либо могут привести к многобожию!

 

Является ли праздничное Жертвоприношение обязательным?

 

Все ученые единогласны в том, что Жертвоприношение в день праздника (‘Ид) является узаконенным деянием. См. “аль-Мугъни” 9/345, “аль-Хауи” 19/83, “аль-Мухалля” 7/355.

Однако они разошлись на два мнения относительно обязанности Жертвоприношения.

Большинство ученых, среди которых Са’ид ибн аль-Мусайиб, ‘Ата, ‘Алькъама, Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, Исхакъ, аль-Музани, Ибн аль-Мунзир, Ибн Хазм и др. считали, что Жертвоприношение (Удхия) является желательной Сунной, но не обязательным деянием. См. «аль-Маджму’» 8/358, “аль-Хауи аль-кабир” 15/71, “Тафсир аль-Къуртуби” 15/108.

Их доводом был хадис, переданный Умм Салямой, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда наступит месяц Зуль-Хиджа, путь тот, кто желает совершить Жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву!» Муслим 1977.

Имам аш-Шафи’и сказал: “В этом хадисе ясное указание на то, что праздничное Жертвоприношение не является обязательным, поскольку пророк(мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто желает», связав это с желанием. И если бы это было обязательным, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал бы: «Пусть никто не трогает своих волос и ногтей, пока не принесет жертву!»” См. “Мухтасар аль-Музани” 8/283, «аль-Маджму’» 8/368.

  Одним из самых сильных доводов этой стороны является тот факт, что никто из сподвижников не считал Удхия обязательным, как это сказал имам Ибн Хазм и др. Имам аль-Байхакъи передал, что Абу Сариха рассказывал: “Я видел Абу Бакра и ‘Умара, которые не совершали праздничного Жертвоприношения, опасаясь, что за ними будут в этом следовать”. Затем аль-Байхакъи сказал: “Абу Сариха, это Хузайфа ибн Усайд – сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Сунан аль-кубра” 9/295.

Достоверность этого сообщения подтвердили имам ан-Науауи, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани. См. «Аль-Маджму’» 8/368, “Маджма’у-ззауаид” 4/18, “Ируауль-гъалиль”1139.

Другая группа ученых, среди которых Абу Ханифа, аль-Лейс, аль-Ауза’и, Хасан аль-Басри, а также шейхуль-Ислам Ибн Таймия, считали, что Жертвоприношение является обязательным. См. “аль-Мабсут” 8/12, “Маджму’уль-фатауа” 23/162.

При этом они опирались на следующие доводы:

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Так соверши же молитву Господу твоему и заколи» («Аль-Каусар» 108:2).

Хасан аль-Басри о значении этого аята говорил: “Соверши ради Господа своего праздничную молитву (‘Ид) и заколи жертвенное животное (Удхия)!” См. “Тафсир аль-Къуран аль-‘Азиз” 5/168.

И таким же образом толковали этот аят ханафиты и все, кто придерживается мнения о том, что Удхия является обязательным.

Также из числа доказательств этой стороны в пользу обязательности Жертвоприношения, это хадис, переданный от Джундуба, который рассказывал: “Я был с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в день праздника Жертвоприношения. И когда он завершил молитву, он взглянул на зарезанных овец и сказал: «Кто совершил Жертвоприношение до намаза, пусть зарежет еще одного барана вместо того, что он уже зарезал. А кто еще не совершил Жертвоприношение, пусть сделает это с именем Аллаха!» Аль-Бухари 10/20, Муслим 1960.

Сторонники обязательности Жертвоприношения сказали, что если бы Удхия не была бы обязательной, пророк(мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершить его еще раз тому, кто сделал это до праздничной молитвы. См. “И’ля ас-Сунан” 13/246.

Однако сторонники обратного мнения ответили на это тем, что в хадисе речь идет на указание времени совершения Жертвоприношения. Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Нет указания в этом хадисе на обязательность Жертвоприношения, поскольку смысл его в том, чтобы указать на условия Жертвоприношения тому, кто желает его совершить, однако совершает его не узаконенным шариатом способом по причине незнания или забывчивости. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъясняет его условия. Это подобно тому, как будет сказано о добровольной молитве: «Не действительна она без очищения и прикрытия ‘аурата»”. См. “Аль-Муфхим” 5/351.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) с велением повторить жертвоприношение не указывают на обязательность этого, а указывают на недействительность первого жертвоприношения, сделанного преждевременно”. Он также сказал: “Ответ на этот аргумент таков, что в этих хадисах речь идет о шариатском условии Жертвоприношения (Удхия). Это подобно тому, кто сказал совершившему, например, молитву Духа до восхода солнца: «Когда взойдет солнце, соверши эту молитву еще раз»”. См. “Фатхуль-Бари” 12/14, 93.

Однако вместе с тем, все ученые единогласны в том, что совершение этого великого обряда является весьма желательным, особенно когда есть для этого возможность, поскольку неизвестно, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) когда-либо пропускал совершение Удхия, будь он дома или в пути! И к этому побуждает сам Всевышний и Всемогущий Аллах, сказавший: «И в качестве обряда, предписанного Аллахом, установили Мы для вас принесение в жертву животных. Для вас в этом польза» («Хадж», 36).

Имам аш-Шафи’и говорил: “Удхия Сунна! И мне не нравится ее оставление!” См. “Аль-Умм” 2/221.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Удхия на протяжении всей своей жизни, и неизвестно, чтобы он оставлял Удхия хоть раз. И он побуждал к его совершению, и не следует мусульманину, имеющему достаток, оставлять его совершение!” См. “Аль-Изтискар” 15/163.

 

Условия, предъявляемые в отношении Жертвоприношения

Животные, которые могут использоваться в качестве праздничного Жертвоприношения

 

Для праздничного Жертвоприношения пригодны только восемь парных животных, а это: верблюд-верблюдица, бык-корова, баран-овца, козел-коза. Что касается иных видов животных, то они не приемлемы для Удхия. См. “аль-Мугъни” 9/440, “Бидаятуль-муджтахид” 1/348, “ас-Сайлюль-джарар” 4/78.

Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины Мы установили обряды, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» («Аль-Хадж» 22:34).

Имам аш-Шафи’и сказал: “Здесь речь идет о восьми парных особях: верблюды, крупнорогатый скот, овцы и козы”. См. “Аль-Хауи” 15/75.

Имам аль-Къуртуби сказал: “То, в чем единогласны мусульмане, и чем они совершают Удхия – это восемь парных животных: овцы, козы, коровы и верблюды”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 15/109.

Однако от этого единогласного мнения (иджма’) отклонились Хасан ибн Салих, считавший, что в качестве Удхия дозволено закалывать антилопу, газель, буйволов и т.п. См. «Аль-Маджму’» 8/394; и имам Ибн Хазм, сказавший, что Удхия дозволено совершать любым животным, мясо которого дозволено употреблять в пищу. При этом он опирался на следующий хадис: «Человек, который в пятницу совершает такое же полное омовение (гъусль), какое следует совершать после большого осквернения, а затем отправляется на молитву в мечеть в первый час, подобен принесшему в жертву Аллаху верблюда. Отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву корову. Отправляющийся еще позднее подобен принесшему в жертву рогатого барана. Отправляющийся еще позднее подобен принесшему в жертву курицу. И отправляющийся еще позднее - принесшему в жертву яйцо». Аль-Бухари 881, Муслим 850.

Опираясь на этот хадис, Ибн Хазм сказал, что если бы приносить в качестве Жертвоприношения курицу было бы не дозволено, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не упомянул бы о ней в качестве примера награды. См. “аль-Мухалля” 6/29.

Однако остальные ученые возразили на эту аргументацию и сказали: «Если брать в качестве довода этот хадис на то, что дозволено приносить в жертву и птиц, то получается, что дозволено использовать в качестве праздничного Жертвоприношения и яйцо! Ведь оно тоже упоминается для примера в этом хадисе. Однако нет разногласия в том, что это не приемлемо!»

Также в качестве довода Ибн Хазм использовал слова Биляля, сказавшего: “Я не перестал бы совершать Жертвоприношение и курицей!” ‘Абдур-Раззакъ 8156. Иснад достоверный.

Однако неоспоримый довод только в поступке посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ибо неизвестно, чтобы он когда-либо совершал Жертвоприношение птицей.

Мнения Хасана ибн Салиха и Ибн Хазма ученые отнесли к отклоненным в данном вопросе и противоречащим тому, о чем говорили большинство саляфов и имамов после них. См. “И’ляу ас-Сунан” 17/229.

 

Жертвенное животное должно достигать определенного возраста

 

Сообщается от Джабира, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев». Муслим 1963.

Имам ан-Науауи сказал: “В этом хадисе указание на то, что животное, не достигшее определенного возраста, не дозволено закалывать в качестве праздничного Жертвоприношения, исключением чего является баран”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/101.

Что же касается возраста жертвенных животных, то известно, что минимальный возраст для верблюда – от пяти лет, для быка и коровы – от двух лет, а для козла и овцы – от одного года. См. “аль-Мудаууана” 2/12, “аль-Мабсут” 9/12, “аль-Мугъни” 9/348, “аль-Хауи” 19/29.

Что же касается именно баранов и овец, то шариат сделал для них исключение и дозволил приносить в жертву животное, не достигшее одного года. ‘Укъба ибн ‘Амир рассказывал: “Однажды мы совершали с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) праздничное Жертвоприношение и приносили в жертву полугодовалых овец”. Ан-Насаи 7/219, аль-Байхакъи 9/270. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Однако опять же необходимо отметить, что это является исключением и только при необходимости, на что указывает предыдущий хадис: «Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев».Муслим 1963.

К тому же некоторые саляфы считали, что полугодовалый барашек должен быть не маленький. Ибрахим ан-Наха’и говорил: “Не достигший года баран может быть принесен в жертву, если является крупным”. См. “Аль-Асар” 63.

Также некоторые люди ошибочно полагают, что к этому имеют отношение и козлы, проводя аналогию с баранами. Аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал: “Однажды в день Жертвоприношения пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с проповедью после молитвы и сказал: «Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, кто принесет жертву до молитвы, то принесет ее до молитвы и не совершит жертвоприношение вообще». Услышав это, Абу Бурда сказал: “О посланник Аллаха, а я принес свою овцу в жертву до молитвы, так как знал, что сегодня праздник, и люди будут есть и пить, и желал, чтобы моя овца оказалась первой, которую принесут в жертву в моем доме! Вот почему я заколол свою овцу и поел, прежде чем прийти на молитву”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твоя овца может пойти только на мясо». Абу Бурда сказал: “О посланник Аллаха, у нас есть еще маленькая козочка, которая для меня дороже двух овец. Может ли она послужить мне заменой?” Он сказал: “Да, но после тебя это не послужит заменой уже никому!»”» Аль-Бухари 955.

Таким образом, мы видим, что это было исключением только для Абу Бурды.

Более того, неизвестно среди ученых разногласия в том, что все животные, пригодные для Удхия, должны достигать своего возраста, исключением чего являются только овцы. Имам ан-Науауи сказал: “Умма единогласна в том, что верблюд, корова и коза не могут приноситься в жертву, если только не достигнут необходимого возраста”. См. «аль-Маджму’» 8/394.

Дефекты, делающие жертвенное животное непригодным
или же нежелательным для Жертвоприношения

Передают, что аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднялся на ноги и сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна». Ахмад 4/284, Абу Дауд 2802, ат-Тирмизи 1/283. Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Относительно этих четырех дефектов все ученые единогласны, я не знаю никаких разногласий относительно этого. Также известно, что все, входящее в подобный смысл, тоже имеет к этому отношение. Если не дозволено одноглазое животное, то слепое не дозволено тем более. Или если не дозволено хромое, то безногое тем более. Все это ясно и известно, и нет относительно этого разногласий”. См. “Фатх аль-Малик” 7/16.

Животное с этими недостатками не может быть принесено в качестве Жертвоприношения, а если и будет принесено в жертву, то не будет засчитано, в чем нет разногласия среди ученых.

Если же эти недостатки не явные и незначительные, то тогда не является запретным принесение в жертву таких животных, поскольку в хадисе содержится указание на то, что эти недостатки должны быть «явно выраженными». См. “Ас-Сайлюль-джарар” 4/80.

Также есть дефекты, которые делают животное нежелательным для жертвоприношения, но не запретным. Среди этих дефектов оторванное ухо, сломанные рога и т.д. ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) нам повелевал обращать внимание на глаза и уши (жертвенных животных)”. Ибн Маджах 3143, Ибн Хузайма 2915. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Что же касается дефектов, которые не упомянуты в Сунне, то они не делают животных непригодными, однако могут стать причиной неполноценной награды. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/373.

А что касается кастрированного животного, то нет проблем приносить его в жертву, поскольку передается множество хадисов, указывающих на то, что два барана, которых принес в жертву посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), были кастрированными. Абу Рафи’ рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принес в качестве Жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов”. Ахмад 6/8. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 1147.

Имам аль-Хаттаби сказал: “В этих хадисах указание на то, что кастрированные животные не порицаемы для праздничного Жертвоприношения. Но некоторые ученые считали это порицаемым из-за отсутствия части тела у животного. Однако это не является недостатком у животного, поскольку кастрация делает мясо животного хорошим и удаляет от него плохой запах”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 2/197.

Жертвоприношение – это акт поклонения Аллаху, а Аллах – Благой и принимает только благое. Всевышний Аллах сказал: «А кто почитает обряды Аллаха, то поистине, это исходит от богобоязненности в сердцах!»(«Аль-Хадж» 22:32).

Если животное получило какое-либо увечье после его приобретения, то его все равно можно принести в жертву.

 

Время совершения праздничного Жертвоприношения

 

Удхия имеет строго установленное время, которое начинается после праздничной молитвы и проповеди в День Жертвоприношения (десятое Зуль-Хиджа). Жертвоприношение того, кто совершил Удхия до праздничной молитвы, является недействительным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, кто принесет жертву до праздничной молитвы, то это будет до молитвы, и он не совершил Жертвоприношение». Аль-Бухари 955.

Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Единогласны все в том, что Удхия не дозволено совершать перед восходом солнца в день Жертвоприношения!” См. «аль-Иджма’» 78.

Если же мусульмане проживают в стране, где не совершают праздничную молитву, то им следует совершать Жертвоприношения примерно через час после восхода солнца. Причина этого – в том, что время Жертвоприношения наступает с момента восхода солнца на высоту копья над горизонтом (ад-Духа), но также к этому следует добавить период совершения праздничной молитвы и произнесения после нее проповеди (хутба), что как раз примерно и составит час. См. “Аль-Муфассаль фи ахкам аль-Удхия” 153.

Что же касается последнего времени, отведенного для Жертвоприношения, то среди ученых по этому поводу есть пять мнений. Однако из них можно рассмотреть только два, как говорил хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, поскольку из этих мнений только два имеют опору на мнения сподвижников. Одно из мнений, что после дня Жертвоприношения (йяуму-Ннахр) десятого Зуль-Хиджа, Удхия может совершаться еще два дня. А второе мнение состоит в том, что после дня Жертвоприношения оно может совершаться еще три последующих дня, т.е. все три дня ат-Ташрикъа, до тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа включительно. Относительно этого передается хадис от Джубаира ибн Мут‘има, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Все дни ат-Ташрикъа – дни Жертвоприношения!» Ахмад 4/82, ад-Даракъутни 4/284.

Однако относительно достоверности этого хадиса высказывалось множество различных мнений. Но этот хадис имеет множество путей, усиливающих друг друга, по причине чего имам Ибн Хиббан, хафиз ас-Суюты, имам аль-Мунауи, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили его достоверность. См. “Сахих Ибн Хиббан” 9/166, “Файдуль-Къадир” 5/35, «Сахих аль-джами’» 4537, “Тахкъикъ Зад аль-ма’ад”.

Также это мнение передается от ‘Али и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах). См. “Задуль-Ма’ад” 2/291, “Найлюль-аутар” 5/142.

Имам аш-Шафи’и говорил: “Тот, кто совершил Жертвоприношение после захода солнца последнего дня ат-ташрикъа, у того нет Удхия!” См. “аль-Умм” 2/223.

Таким образом, наилучшим мнением является то, что Удхия дозволено совершать четыре дня.

Однако нет сомнения в том, что лучше всего принести жертву в самый первый день Жертвоприношения – десятого Зуль-Хиджжа, в величайший из дней в году, о котором посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Величайшим днем перед Аллахом является день Жертвоприношения, а затем день, следующий за ним! [1] » Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1064.

 

Что делать человеку, который приобрел жертвенное животное,
но впоследствии лишился его?

 

Если человек приобрел жертвенное животное, однако впоследствии его потерял, или оно умерло или же его украли и т.д., то он не обязан ничего предпринимать и покупать другое животное. Тамим ибн Хууайс рассказывал: “Однажды я купил в долине Мина барашка, чтобы совершить Жертвоприношение, но потом он потерялся. Когда я спросил об этом у Ибн ‘Аббаса, он сказал: «Это не повредит тебе»”. Аль-Байхакъи 9/289. Иснад достоверный.

Но следует разделять между Жертвоприношением по обету (назр) и без обета. Ибн ‘Умар говорил: “Если человек приобрел верблюда для праздничного Жертвоприношения, дав обет принести его в жертву, после чего он потерялся или умер, то он должен его заменить. Если же это было добровольным Жертвоприношением (не по обету), то если он желает, пусть заменит его, а если не желает, то пусть ничего не предпринимает”. Малик 866. Иснад достоверный.

 

Один баран приносится в жертву от всей семьи

 

Каждой состоятельной семье следует приносить в жертву одного барана, даже если эта семья состоит из ста человек. ‘Ата ибн Ясар рассказывал: “Однажды Абу Айуба спросили: “Как совершалось Жертвоприношение во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он ответил: «Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) человек приносил в жертву овцу за себя и членов своей семьи, и они ели ее мясо и раздавали некоторое его количество другим, пока не стали люди тем самым хвастаться и не произошло то, что вы видите»”. Ибн Маджах 3147, ат-Тирмизи 1541. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил Удхия, он сказал: «С именем Аллаха. О Аллах, прими от Мухаммада и членов семьи Мухаммада, и от общины Мухаммада», после чего совершил жертвоприношение”. Муслим 1967.

Имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе – довод на то, что принесение в жертву одной овцы достаточно для одного человека и всех членов его семьи, даже если их много!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 2/197.

Сообщается также, что “‘Али ибн Абу Талиб приносил в жертву одного животного за всех членов своей семьи”. Ибн Абу ад-Дунья. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/4.

Если же у кого-то есть возможность и желание, то они могут принести в жертву более одного животного, главное, чтобы в этом присутствовали правильное намерение и искренность, а не показуха и хвастовство.

Тут следует отметить, что ханафиты считали дозволенным принесение в жертву одного животного только за одного человека. А упомянутые доводы считали отмененными, как это говорил имам ат-Тахауи. А имам ан-Науауи на это заявление отвечал: “Ученые сказали, что он (ат-Тахауи) ошибся в этом. Поистине, отмена и конкретизация должны утверждаться на основании доказательства, а не на основании простого заявления!”См. “Шарх Сахих Муслим” 5/106.

 

Сколько человек может совместно приносить
в жертву одно животное?

 

Сообщается со слов Джабира, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Корова приносится в жертву за семерых и верблюд за семерых». Абу Дауд 2808, ан-Насаи 4121. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Ибн ‘Аббас рассказывал: “Однажды мы находились в пути с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда нас застало Жертвоприношение. И мы приносили в жертву одну корову всемером, а верблюда вдесятером”. Ат-Тирмизи 1501, ан-Насаи 7/222. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Однако некоторые ученые считали этот хадис ошибкой или отклонением (шазз), поскольку опирались на то, что говорил имам ат-Табари: “Умма единогласна в том, что верблюда и корову нельзя приносить в жертву больше, чем от семи человек!” См. “аль-Истизкар” 15/190.

Что же касается некоторых ученых, то они сказали, что в этом вопросе нет единогласного мнения, поскольку известно, что Са’ид ибн аль-Мусайиб, Исхакъ ибн Рахауия и Ибн Хузайма считали, что верблюда могут приносить в жертву и десять человек. См. “аль-Мугъни” 9/437.

Имам аш-Шаукани попытался совместить хадисы, в которых говорится, что верблюда могут принести в жертву семь человек с хадисом, в котором упоминается о десяти. Он говорил: “Верблюда могут совместно принести в жертву десять человек, если речь идет об Удхия. Если же речь идет о Хадьи (жертвоприношение, совершаемое паломниками), то это могут сделать только семь человек”. См. “Найлюль-аутар” 5/137.

А что касается овец и коз, то они приносятся в жертву только от одного человека, поскольку нет никаких указаний от саляфов на то, чтобы барана или козу приносили в жертву больше одного человека. Имам ан-Науауи сказал: “Что касается овцы, то она может быть принесена в жертву только от одного человека!”См. «Аль-Маджму’» 8/399.

 

Можно ли резать совместно корову с человеком, который имеет намерение приобрести лишь мясо?

 

Большинство ученых считает, что в этом нет никаких проблем, в отличии от ханафитов, ибо ханафиты считали, что все семеро должны резать скот только с намерением Жертвоприношения (Удхия). См. “Аль-Мугъни” 9/458.

Имам ан-Науауи сказал: “Семеро могут принести в жертву одного верблюда или корову в качестве Удхия. И нет разницы все эти семеро из одной семьи или же из разных семей; желает кто-то из них просто мяса или же режет животное в качестве Удхия. Нет в этом разницы, и это мнение нашего мазхаба (шафиитов), также мнение Ахмада и большинства ученых”. См. «аль-Маджму’» 8/372.

 

Можно ли объединить Удъхия и ‘Акъикъа?

 

Среди ученых есть два мнения по этому поводу. Например, Хасан аль-Басри говорил: “Если Удхия будет совершена от имени ребенка, то это заменит собой и ‘акъикъу”. Ибн Абу Шайба 5/534. Иснад достоверный.

Однако другие ученые считали, что это не дозволено, поскольку речь идет о двух жертвоприношениях по двум совершено разным причинам. Ведь несмотря на схожесть ситуации, ученые не дозволяли приносить в жертву одного барашка, скажем, за двух близнецов, а что говорить о совершенно разных причинах жертвоприношения?! См. “Тухфатуль-маудуд” 68, “Тухфатуль-минхадж” 9/371.

 

Удхия за умершего

 

Что касается вопроса о дозволенности Удхия от умершего, то относительно этого было три мнения. Одни ученые это дозволяли, другие считали нежелательным, а третьи запрещали категорически. Ученые, считавшие это дозволенным, опирались на то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принес жертву от себя и от всех членов его общины. А ведь известно, что на тот момент среди его общины были уже умершие, и были те, кого еще не было на свете. И живые, и умершие – все они относятся к числу общины пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. «‘Аунуль-Ма’буд» 7/487.

Ученые же, запрещавшие это, сказали, что если опираться на этот хадис, то получается, что таким же образом животное может принести в жертву любой мусульманин от имени всех членов общины пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), но ведь это мог сделать только пророк (мир ему и благословение Аллаха)!

Также ученые, дозволявшие Удхия от умершего, опирались на хадис, который передается со слов Ханаша, сказавшего: “Однажды я увидел, как ‘Али приносит в жертву в качестве Удхия двух баранов, и спросил: «Что это?» Он ответил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) завещал мне приносить жертву за него, и я это делаю!»” Абу Дауд 2790, ат-Тирмизи 1495.

Был бы этот хадис однозначно достоверным, то весь спор в данном вопросе можно было закрыть, однако ученые разошлись относительно достоверности этого хадис. Но все же имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх Ахмад Шакир считали этот хадис достоверным.

Также сторонники дозволенности Удхия за умершего в качестве довода использовали обобщенные хадисы, в которых содержатся указания на дозволенность садакъа за умершего, а также совершение жертвоприношения за него. И это является наилучшим доводом, поскольку Удхия также из раздела садакъа. А шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Совершить Удхия от умершего лучше, чем потратить за него стоимость животного!” См. “Маджму’уль-фатауа” 24/315.

Сообщается, что отец ‘Амра – аль-‘Ас ибн Уаиль при жизни дал обет освободить сто рабов, но умер, так и не выполнив своего обета. Когда же ‘Амр спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха), пойдет ли на пользу его отцу то, что он выполнит за него его обет? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если бы твой отец был мусульманином, то освобождение тобою за него рабов, садакъа за него и совершение Хаджа за него принесли бы ему пользу!» Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что садакъа за умершего неверного не принесет ему никакой пользы”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/90.

Из числа современных ученых, отдавших предпочтение тому мнению, что Удхия дозволено совершить от имени умершего, такие ученые как аль-Мубаракфури, Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин. См. “Тухфатуль-ахуази” 5/66, “Фатауа Ислямия” 2/6, “Фатауа манар аль-Ислям” 2/411.

Однако необходимо упомянуть об одной важной вещи, о чем говорил шейх Ибн ‘Усаймин в “Ахкам аль-Удхия”, что выделение какого-либо определенного года для Удхия от имени умершего, как это принято делать в некоторых арабских странах в первый год смерти, не имеет никакой основы. Изначально обряд Удхия предписан живым, и неизвестно, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал Удхия за кого-либо из числа своих родных, которые умерли раньше него, например, его дядя Хамза, его жена Хадиджа, его сыновья и дочери (да будет доволен ими Аллах). Поэтому тот факт, что это не установлено, указывает на то, что это не является желательным, однако обобщенные тексты Корана и Сунны указывают на то, что это дозволено, но без каких-либо конкретизаций.

 

Какое животное является наилучшим для праздничного Жертвоприношения?

 

Лучшим жертвенным животным является баран или овца. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Рогатый баран является наилучшим жертвенным животным, и это мнение Малика и многих ученых”. См. “Аль-Истизкар” 15/136.

  Всевышний Аллах заменил сына пророка Ибрахима (мир ему) на барана, о котором Аллах сказал: «Мы выкупили его великой жертвой!» («Ас-Сафат» 37:107).

Речь идет о баране, и Аллах описал это жертвоприношение великим, чего Он не говорил о других животных. См. “Аз-Захира” 4/143, “Тафсир аль-Къуртуби” 15/107.

Также  посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приносил в жертву двух рогатых баранов, а он всегда поступал наилучшим образом. Однако на это шейх Ибн Баз сказал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда выбирал то, что считал наиболее подходящим, исходя из милосердия по отношению к своей общине, потому что он знал, что они последуют его примеру, и не желал создавать им какие-либо трудности.

Но, тем не менее, такой постоянный выбор пророка (мир ему и благословение Аллаха) был не случайным.

Но однако шафииты, ханбалиты и некоторые маликиты считали, что наилучшими жертвенными животными являются верблюды, затем крупнорогатый скот, затем овцы, а затем доля в верблюдице или корове. При этом они опирались на аят: «Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу» («Аль-Хадж» 22:36) – и на достоверные хадисы.

 

Чего следует избегать человеку, желающему совершить жертвоприношение?

 

Тому, кто намеревается совершить Жертвоприношение, не следует подстригать ногти, бриться и укорачивать волосы с начала месяца Зуль-Хиджа до тех пор, пока не будет принесена жертва. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Когда наступит месяц Зуль-Хиджа, пусть тот, кто желает совершить Жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву!» Муслим 1977.

Это относится как к мужчинам, так и к женщинам, и это веление содержит в себе обязательный характер, а не желательный, согласно самому правильному из высказывавшихся на этот счет мнений. 

Если же человек намеренно удаляет что-либо из своих волос или ногтей, то он должен просить Аллаха о прощении, однако его Жертвоприношение является действительным. 

Однако нет греха на том, кому необходимо удалить какую-либо часть своих волос или ногтей, что может нанести вред, как, например, заусенец или рана в покрытом волосами месте.

Если человек удалит что-нибудь из своих волос и ногтей в течение первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа, не намереваясь совершить Удхия, а затем он передумает и решит принести в жертву животное, то ему следует воздерживаться от стрижки волос или ногтей с того самого момента, когда было принято такое решение.

Этот запрет касается лишь того, кто совершает Удхия, и не распространяется на остальных членов его семьи. Известно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал Жертвоприношение за членов своей семьи, но нигде не сообщается, чтобы он запрещал им удалять что-либо из своих волос или ногтей.

Также это не касается и мясника, которому доверили заколоть жертвенное животное.  

 

Проявление милосердия к закалываемому животному

 

Абу Умама рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто проявит милосердие во время жертвоприношения, к тому Свое милосердие проявит Аллах в День воскрешения»”. Аль-Бухари в “Аль-Адабуль-Муфрад” 381. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Ибн ‘Аббас рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на морду овцы, тогда как она смотрела на него. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил этого человека: «Почему ты не наточил свой нож до того, как повалить ее на землю?! Неужели ты хочешь умертвить ее дважды?!»” Ат-Табарани в «Аль-Кабир» 3/140/1 и «Аль-Аусат» 1/31. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.

Сообщается от Шаддада ибн Ауса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Поистине, Аллах предписал все делать хорошо, и если придется убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете резать животное, то делайте это наилучшим образом. И пусть каждый из вас как следует наточит свой нож и пусть избавит животное от мучения». Муслим 3/1955.

 

О желательности совершения праздничного Жертвоприношения собственноручно

 

В достоверной Сунне есть множество указаний на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал собственноручно свои Жертвоприношения. Так, Анас ибн Малик рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал праздничное Жертвоприношение собственноручно”. Ахмад 3/188. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4942.

Имам аль-Мардауи, приведя слова Ибн Къудамы: «Если человек собственноручно совершит свое Жертвоприношение, это лучше», сказал: “В этом нет никаких сомнений, ибо на это указывают хадисы. Но даже если человек сам не режет свое животное, то желательно, чтобы он хотя бы присутствовал при закалывании его животного”. См. «Аль-Инсаф» 4/83.

Аль-Мусайиб ибн Рафи’ рассказывал: “Абу Муса аль-Аш’ари (сподвижник пророка) повелевал своим дочерям собственноручно закалывать своих жертвенных животных”. [2] ‘Абдур-Раззакъ 4/389. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 10/19.

 

О поминании Аллаха перед жертвоприношением

 

Перед тем, как зарезать жертвенное животное, следует упомянуть имя Аллаха. Всевышний Аллах сказал:«Произносите же над ними (жертвенными животными) имя Аллаха, когда они стоят рядами» («Аль-Хадж» 22:36).

В соответствии с Сунной следует перед жертвоприношением произнести следующие слова: «С именем Аллаха, Аллах велик. О Аллах, прими от меня!» Муслим 3/1557, то, что между двух скобок является версией имама аль-Байхакъи 9/287.

/Бисми-Ллях, уа-Ллаху Акбар. Аллахумма такъаббаль-минни/.

Мусульманин может включить также в свое Жертвоприношение членов своей семьи, как это делал пророк (мир ему и благословение Аллаха), говоривший: «О Аллах, прими от Мухаммада и членов семьи Мухаммада!»Ахмад, аль-Баззар, ат-Табарани. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 4/251.

В таком случае во время заклания животного следует сказать: «О Аллах! Это от меня и членов моей семьи».

Также в достоверном хадисе передается от Джабира, что во время Жертвоприношения пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил следующую мольбу: «Поистине, я обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, в соответствии с путем Ибрахима -ханифа, и я не являюсь из числа многобожников! Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть – ради Аллаха, Господа миров, у Которого нет сотоварища! Это мне велено, и я – из числа мусульман! О Аллах, это от Тебя и ради Тебя!» Абу Дауд 2795. Иснад хадиса хороший. [3]

/Инни уаджахту уаджхия ли-ллязи фатара ссамауати уаль-ард ‘аля милляти Ибрахима ханифан уа ма ана миналь-мушрикин. Инна саляти нусуки уа махъяя уа мамати ли-Лляхи Раббиль ‘алямин, ля шарика ляху, уа бизалика умирту уа ана миналь-муслимин. Аллахумма минка уа ляка/.

 

Что следует делать с жертвенным животным после его закалывания?

О недозволенности продавать какую-либо часть жертвенного животного

 

‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, и ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: «Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть»”. Муслим 1317.

Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “В этом хадисе – указание на то, что шкуру и накидку жертвенного животного нельзя продавать, поскольку эти вещи связаны с мясом жертвенного животного и имеют такое же положение. Ученые единогласны в том, что мясо жертвенного животного нельзя продавать, также обстоит дело и со шкурой”. См. “Аль-Муфхим” 3/416.

В словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть»– указание на то, что мяснику можно дать плату, но не с жертвенного животного. См. “Найлюль-Аутар” 5/134.

 

О желательности отведать мяса своего жертвенного животного

 

Желательно тому, кто намерен совершить Жертвоприношение, ничего не есть в этот день, пока он не поест мяса, принесенного им в жертву животного, если есть такая возможность, поступая в соответствии с Сунной.  Бурайда рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выходил на молитву Разговения, не поев, и не ел перед выходом на молитву Жертвоприношения, пока не возвращался”. Ат-Тирмизи 542, Ибн Маджах 1756. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и шейх Ибн Баз.

В этом же хадисе в версии, которую приводит имам Ахмад, сказано:“И не ел перед выходом на молитву Жертвоприношения, пока не возвращался. После чего кушал из своего жертвоприношения”. Ахмад 23034. Хафиз Ибн аль-Къаттан подтвердил достоверность.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть каждый человек отведает мясо своего жертвенного животного!» Ат-Табарани, Абу Ну’айм. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5349.

 

Как правильно распределить мясо жертвенного животного?

 

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Когда же они (жертвенные животные) падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» («Аль-Хадж» 22:36).

Саляма ибн аль-Акъуа’ рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) относительно жертвенного животного сказал: «Ешьте, кормите и запасайтесь». Аль-Бухари 5569.

Наилучшим же распределением жертвенного животного является то, что передается в хадисе от Ибн ‘Аббаса, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Треть мяса следует оставить себе, треть в качестве угощения, а треть раздать нуждающимся».

Этот хадис приводит имам аль-Асфахани в «Аль-Уазаиф», который сказал: “Хадис хороший”. См. также “Аль-Мугъни” 9/448.

 

О дозволенности дать что-либо из мяса жертвенного животного в качестве садакъа неверному

 

Разрешается дать что-либо от жертвенного животного неверному, будь это родственник, сосед или совершено посторонний человек, если он беден, с целью раскрытия его сердца для Ислама, о чем говорил шейх Ибн Баз.

И в заключение, мы воздаем хвалу Аллаху - Господу миров,

мир и благословения Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем, кто последовал за ними!

О Аллах, прими от нас наше поклонение и наши Жертвоприношения!

Источник: http://toislam.ws/books-fikh/48-udhiya

 


[1]  Причина этого в том, что именно в эти два дня совершаются многие важнейшие обряды Хаджа.

[2]  В этом сообщении – указание на то, что женщины имеют право закалывать животных вне зависимости от того, речь идет о простом закалывании для мяса или же о праздничном Жертвоприношении. Это является дозволенным, несмотря на то, что во многих кругах бытует мнение о недозволенности этого. Ка’б ибн Малик рассказывал: “Однажды одна женщина зарезала овцу с помощью камня, и спросила об этом пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он повелел ей это есть”. Аль-Бухари 5504.

Ибрахим ан-Наха’и относительно жертвоприношения, совершенного женщинами и детьми, сказал: “Нет в этом никаких проблем, если они способны зарезать животное и произнесут имя Аллаха”. Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 9/575.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что закалывание, совершенное детьми и женщинами, является дозволенным”. См. «Аль-Иджма’» 43.

[3]  Сначала шейх аль-Альбани считал данный хадис слабым, однако впоследствии пересмотрев его, указал на то, что данный хадис является хорошим. См. «Сахих Сунан Аби Дауд» 8/143.

 

(

comments powered by HyperComments